Веб-аналитика
Чтобы управлять бизнес-процессами нужно фиксировать, что происходит, анализировать это, находить причинно-следственные связи и делать выводы.
1. Зачем нужна веб-аналитика
Веб-аналитика — способ логически обосновать ваши действия и сделать их эффективней. Измерять нужно не все подряд, а только нужное.
2. Основные понятия
Общая аналитика
Пользователи — Посетители — люди, которые заходят на сайт. Посещения учитываются в определенном браузере, если человек зашел на страницу с двух разных, система посчитает это как двух посетителей.
Сеанс — Визит — каждое посещение пользователем какого-то сайта. Завершенный сеанс:
— Пользователь закрыл страницу,
— Нет активности в течение 30 минут,
— Наступили новые сутки.
Просмотры страниц — Глубина просмотра — количество страниц, просмотренных посетителями.
Показатель отказов — процент посещений, в ходе которых открыли не более одной страницы. Различается в ЯМ и GA: GA — процент пользователей, который при посещении сайта посмотрели только одну страницу, и не совершили целевого действия. ЯМ — плюс к этому учитывает время активности, более 15 сек не считаются отказом.
Цель — действие пользователя, которое нас интересует. Вокруг целей строится аналитика.
Конверсия — отношение числа посетителей, выполнивших целевое действие к общему количеству посетителей.
Источники трафика
Источник — место, откуда пришел посетитель.
Каналы — типы источников.
Рефералы — сайты, с которых переходят на ваш сайт.
3. Что выбрать Яндекс.Метрику или GA?
Используйте обе. ЯМ проще, начинать следует с нее.
Что есть в ЯМ, чего нет в GA:
— наглядное представление данных в виде диаграмм
— мониторинг работы сайта и смс-уведомления в случае, если сайт перестает работать
— вебвизор — действия пользователей в формате видео
— «тепловые карты»
— более точный показатель отказов
— возможность видеть по каким ключевым фразам в поисковике посетитель перешел на сайт
— статистика по звонкам
Что хорошего есть в GA, чего нет в ЯМ:
— возможность учитывать, что один и тот же человек может заходить на сайт с разных устройств через User ID
— доступ для другого пользователя ко всем данным или к части
— простая связь с AdWords
— проведение а\б тестов
4. Как подключить и настроить ЯМ
Регистрация в ЯМ
Нужно создать аккаунт в Яндексе, если его еще нет. Создайте аккаунт самостоятельно, не поручайте это маркетологу, веб-дизайнеру или партнеру.
Первичная настройка аккаунта ЯМ
— Нажмите «Добавить счетчик»
— Укажите имя счетчика
— Адрес сайта
— Задайте таймаут в минутах, время бездействия после которого пользователь будет считать за нового
— Нажмите «Создать счетчик»
Установка кода аналитики на сайт
— Перейдите в раздел «Код счетчика»
— Скопируйте код и вставьте в HTML-код на ваш сайт, желательно ближе к началу страницы.
Установка целей в ЯМ
Цели самое важное в аналитике.
— Перейдите во вкладку «Цели»
— Нажмите «Добавить цель»: укажите название и тип условия, в выпадающем списке выберите нужное «Условие» и напиши «Значение».
Более подробная инструкция по настройке целей: https://yandex.ru/support/metrika/reports/add-goals.xml
Как смотреть статистику
На главной странице статистики можно посмотреть данные за указанный период в «Виджетах».
По умолчанию, там отображается:
— Посетители и новые посетители
— Статистика посещений по внутренним страницам
— Последние поисковые запросы
— Источник трафика
— Возраст
— Отказы
— Тип устройства
— Глубина просмотра
— Время на сайте
Виджеты можно менять местами и добавлять свои. Если кликнуть на любой виджет, можно увидеть подробные данные.
Более подробная информация во вкладке «Отчеты», они разбиты на категории:
— Посещаемость — общие данные о трафике на сайте за выбранный период. Можно выделить сегменты: пол, возраст, география, устройства и сравнить.
— Конверсии — показывает количество и процент людей, которые совершили действие на сайте, которую вы ставили как цель.
— Источники — показывает откуда пришли люди: соц.сети, поиск, прямой переход, рефералы и тд.
— Посетители — сколько им лет, где живут, какими устройствами пользуются, какие интересы.
— Содержание — анализирует контент сайта: какие страницы самые популярные, через какие страницы люди попадают на сайт и на каких решают его покинуть.
— Технологии — какими устройствами и программами пользуются ваши посетители.
— Мониторинг — технические характеристика сайта: нагрузка, максимальное число пользователей, трафик, время загрузки страниц.
— Целевой звонок
— Электронная коммерция
Вебвизор и «Тепловые карты»
Вебвизор показывает запись действий пользователей на сайте: что смотрели, куда нажимали, где потеряли интерес.
Тепловая карта показывает как часто взаимодействуют с тем или иным элементом на странице. Чем «теплее» цвет выделения, тем большая активность.
5. Как подключить и настроить Google Analytics
Создание аккаунта в GA
Чтобы установить аналитику на сайт, нужен аккаунт GA, если у вас есть аккаунт гугла, можно использоваться его или зарегистрировать новый.
Первичная настройка GA
— Нажмите Sigh up и добавьте информацию о сайте
— В один аккаунт GA можно добавить до 50 сайтов
Установка кода аналитики на сайт
— Скопируйте идентификатор отслеживания и поставьте его в настройках сайта или вставьте в код сайте перед закрывающим тегом </head>
Установка целей в GA
— Перейдите во вкладку «Администратор», затем кликните на «Цели»
— Нажмите кнопку +Цель
— Выберите «Собственная цель» и нажмите «Продолжить»
— Задайте название цели — то что вам будет понятно. Выберите «Целевая страница», нажмите «Продолжить».
— Выберите тип перехода «Начинается с …» и напишите адрес страницы, на которую переадресовывается посетитель в случае, если они совершил целевое действие.
Как смотреть статистику
На первом экране GA виден общий отчет по аудитории, можно выставить нужный период.
Ниже представлены более подробные сведения: языки, страны, города, браузеры, операционные системы, разрешения экранов.
Можно кликнуть по любой ссылки и провалиться в более подробный отчет.
Все отчеты разбиты на 4 категории:
— Аудитория — отчет о посетителях: пол, возраст, интересы, где проживают, на каком языке говорят. Как часто заходят на сайт.
— Источники трафика — откуда пришли: поиск, прямой переход, реферальная ссылка, соц. сети.
— Поведение — отчет о содержании сайта: популярные страницы, через какие заходят, на каких страницах решают покинуть сайт, скорость загрузки страниц и рекомендации по ускорению.
— Конверсии — показывает как много посетителей, стали вашими клиентами.
6. Дашборды GA: упрощаем работу с аналитикой
Так как просматривать все 50 отчетов постоянно невозможно, Гугл создали дашборды — сводки.
Создание дашбордов начинается с вопросов, что вы хотите узнать. Например:
Сколько людей купило товар, перейдя по ссылке? Сколько я потратил на рекламу и сколько заработал? Было ли это выгодно? Много ли людей пришло через поисковики? В каком поисковике они находят мой сайт чаще и по каким запросам? Какая динамика поискового трафика? Есть ли какая-то польза от ведения блога? Откуда еще люди приходят на сайт?
7. Чек-лист. Проверяем настройки аналитики
- Исключить внутренние IP — вы не ваша целевая аудитория.
- Убедиться, что код стоит на всех страницах.
- Убедиться, что код установлен только один раз, иначе данные будут искажены.
- Связать аккаунты Analytics и Adwords.
- Связать аккаунты Analytics и Webmaster Tool.
- Поставить utm-метки.
- Проверить, что установлены цели
- Проверить фильтрацию бот-трафика
- Проверить кто имеет доступ к профилю и права
- Настройте уведомление об изменениях важных показателей