Занятия музыкой сильно влияют на формирование структуры нашего мозга, улучшают память, пространственное мышление и языковые навыки.
Многомиллионная индустрия программ по тренировке мозга под ударом. В октябре 2014 сто выдающихся неврологов и психологов написали открытое письмо, которое предупреждало, что «утверждения, продвигающие игры для развития мозга, часто преувеличены, иногда это просто заблуждения». Ранее в этом году, гигант в этой области Люминосити, которого оценили в $2 млн, получил распоряжение выплатить средства тысячам покупателей, которых обманули утверждениями компании, о том что их продукты улучшают работу мозга и предотвращается снижение умственных способностей, которые появляются с возрастом. Недавняя проверка показала, что существует слишком мало доказательств, что такие тренинги улучшают когнитивную деятельность.
Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают шумихи вокруг них, но хорошо известны другие виды деятельности, которые улучшают работу мозга и помогают противостоять старению. Один из них — занятие музыкой. По данным исследований, обучение игре на музыкальном инструменте одинаково полезно детям и взрослым, и даже может быть полезно больным после травм головы.
«Вероятно, музыка воздействует на нас уникальным образом», объясняет нейропсихолог Катрин Лавдей из университета Вестминстера. «Музыка сильно стимулирует мозг из-за нашей эмоциональной связи с ней».
Игра на музыкальном инструменте глубокий и комплексный опыт, который задействует объединение информации, которую мы получаем от глаз, ушей и тактильных ощущений, а также мелкую моторику, и обучение этому улучшает работу мозга в длительной перспективе. Профессиональные музыканты — высококлассные исполнители, которые тренировались годами, на их примере неврологи могу изучать как эти изменения — связанные с пластичностью работы мозга — происходят на протяжении жизни.
Изменения в структуре мозга
Результаты сканирования мозга показывают большие различия в структуре мозга музыкантов и обычных людей одного возраста. Например, мозолистое тело, массивное нервное образование соединяющее два полушария, у музыкантов намного больше. Участки мозга, которые отвечают за движения, слух и зрительно-пространственную ориентацию, оказывались больше у профессиональных клавишников. А участок мозга, отвечающий за восприятие тактильных ощущений от левой руки, увеличен у скрипачей.
Эти исследование сравнили с данными от разных групп людей за один промежуток времени. По существу, ученые не смогли определить, чем обусловлены различия. Тем что человек учился музыке или тем, что у него была физиологическая предрасположенность, чтобы заниматься музыкой. Позднее, длительные исследования показали, что дети, которые изучали музыку, имеют большие структурные и функциональные изменения в мозге, если сравнивать с детьми, которые не занимались.
Вместе, эти исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте не только увеличивает содержание серого вещества в разных участках мозга, но и укрепляет связи между участками. Другое исследование показывает, что музыка улучшает вербальную память, пространственное мышление и грамотность, так что профессиональные музыканты обычно превосходят обычных людей в этом.
Долгосрочная выгода для музыкантов
Важно, исследования по сканированию мозга показываю, что степень анатомических изменений в мозге музыкантов зависит от возраста, когда началось обучение и интенсивности обучения. Те, кто начали учиться в детстве, показали наибольшие изменения по сравнению с не музыкантами.
Даже короткие периоды обучения в детстве могут дать долгосрочные улучшения. Например, в одном исследовании 2013 года, ученые отобрали 44 взрослых, разделили их на три группы, в зависимости от времени, которое они обучались музыке, когда были детьми. В первой группе были люди, которые совсем не занимались музыкой; во второй занимались от года до трех лет; и в третье те, кто занимался музыкой от 4 до 14 лет.
Ученые проигрывали записи сложных звуков речи подопытным, и использовали электроды, чтобы следить за временем реакции нейронов в слуховой части мозгового ствола. С возрастом, точность реакции ухудшается, это затрудняет распознавание речи, особенно в шумных помещениях. Подопытные, которые немало занимались музыкой, показали самые быстрые результаты, из этого можно сделать вывод, что даже непродолжительные тренировки в детстве могут сохранить остроту слуха при распознавании речи и уменьшают проблемы со слухом, связанные с возрастом.
Недавно, стало совершенно ясно, что занятия музыкой облегчают реабилитацию пациентов, перенесших инсульт, и другие повреждения мозга. Некоторые ученые утверждают, что музыка также улучшает понимание речи и навыки обучение у детей с дислексией и другими языковыми нарушениями. Кроме этого, польза от занятий музыкой сохраняется долгие годы и даже десятилетия, и картина, которую рисуют все эти доказательства, что занятия на музыкальном инструменте в детстве защищают мозг от развития деменции и когнитивных нарушений.
В отличие от коммерческих продуктов для тренировки мозга, которые развивают только умение проходить эти тренировки, музыка, как говорят психологи, имеет эффект переноса — другими словами, обучение музыке имеет гораздо больший эффект на мозг и ментальную функцию и улучшает другие способности, которые, на первый взгляд, не связаны.
«Музыка воздействую на участки мозга на которые не действуют другие вещи»,— говорит профессор Лавдей. «Музыка — сильный когнитивный стимул, который развивает мозг так, как ничто больше, существуют доказательства, что занятия музыкой улучшают работу памяти и языковые навыки».
Обучение игре на музыкальном инструменте — один из самых эффективных форм тренировки мозга. Занятия музыкой стимулируют различные структурные и функциональные изменения в мозге, в зависимости от музыкального инструмента и интенсивности обучения. Это пример как сильно жизненный опыт влияет на мозг, который адаптируется под характер стиля жизни своего владельца.