Конспект курса “Чтение и написание коротких рассказов”


 

Конспект курса
Центральные вопросы любого рассказа

Чего хочет герой?
Какова мотивация?
В какой момент повести нам становится это понятно?
Как мы это понимаем?
Что стоит на пути?
Куда движет это желание?

Думая об этих вопросах, мы видим, где зарождается сюжет. Конфликт состоит в том, что герой хочет что-то и пытается это получить, но нечто встает перед ним на пути.

Сюжет

Вещи случаются, потому что люди хотят того, чего у них нет, и делают все возможное, чтобы это заполучить. Конфликт возникает из-за того, что что-то стоит у них на пути. А вот то, как люди пытаются обойти препятствия и получить то, что они хотят — это сюжет. У вас должен быть конфликт, иначе у вас просто нет рассказа.

Сюжет — это бельевая веревка, некий организующий принцип, на который вешают героев, момент «сейчас», эмоциональную реальность. Сюжет как бы поддерживает рассказ; он дает читателю структуру для понимания происходящего.

Предоставьте нужную информацию раньше, чем это будет необходимо читателю. Это поможет ему понять, что происходит и что произойдет. Это нормально, если читатель уже что-то подзабыл, и его надо встряхнуть.

Реальность

Для создания художественной литературы, нужно понимать, что реальное равно нереальному. Они должны находиться в равновесии. Чем более необычны
окружение/ситуация/герои, тем больше весомых и осязаемых деталей необходимо, чтобы построить эту реальность.

Вы должны объяснить читателю законы своего мира. Это применимо ко всем ситуациям, где читатель может встретить что-то незнакомое.

Точка зрения

— Кто рассказывает историю?
— Почему это важно?
— Кто и что знает?
— Должны ли мы верить рассказчику?

Точка зрения — одно из наиболее важных решений которое принимает писатель. И это то немногое, что автор может изменить. Вы можете писать что-то в третьем лице, потом изменить его на первое, и затем снова поменять.

Точка зрения — это на чьем плече камера. В романе может быть несколько точек зрения, в коротком рассказе — нет. Вы не можете прыгать вокруг кучи разных людей, потому что у вас просто-напросто нет на это ни пространства, ни времени. Хорошо это усвойте.

Если история не работает, попробуйте использовать другую точку зрения: измените повествование с первого лица на третье или с третьего на первое. Делать это полезно при любой возникающей проблеме, даже если вы не остановитесь на новом варианте.

Есть традиция, что в истории от первого лица рассказчик должен объяснить, почему он пишет эту историю.

Описание

Испытать то, чего нет в реальной жизни, — это и есть мотив читателя в художественной литературе. В мире существует множество вещей, которые мы никогда не попробуем и даже не захотим попробовать, но нас разбирает любопытство.

Чем больше читатель будет испытывать и переживать, тем большая вероятность, что он будет вам доверять.

Показывай, а не рассказывай.

Раскрытие информации

Рассказ — это информационный менеджмент.

— Как вы подаете информацию в рассказе?
— Когда вы ее раскрываете? (Темп)
— Чему вы должны научить читателя? Что, как мы можем
предположить, читатель знает?
Писатели любят предысторию. Мы тратим кучу времени, работая на ней. Читатели не всегда любят предысторию. Не потакайте себе, но и будьте уверены, что ваш читатель имеет достаточно информации, чтобы понять происходящее.

С чего начать?

Принимайте решение о начале рассказа, когда вы его уже закончили (или почти завершили).
Начало — самая переписываемая часть. Что совершенно не означает, что вы можете быть небрежны при его первом написании; это означает, что вы быть должны быть готовы к возможным изменениям. Не думайте, что каждое слово высечено в камне.
Начало — это одна из причин, почему у людей возникают проблемы с написанием текстов. Чистый лист бумаги или пустой экран пугают: вы чувствуете себя так, будто должны написать сейчас великое предложение или абзац.

Если у вас возникли проблемы, и вы не можете заставить рассказ продолжаться, попробуйте начать с другого места и времени. Начните историю гораздо позже, и сделайте флешбэк. Или начните намного ранее, с истоков сегодняшних событий.

Место

Люди всегда взаимодействуют с окружением. Эти отношения и раскрывают героя ровно настолько, насколько он взаимодействует с другими персонажами. Никто не существует вне контекста. Никто не живет на пустом экране. Среда создает
нас такими, какие мы есть, определяет то, как мы взаимодействуем, и даже тех, с кем мы взаимодействуем.

Именно «где» зачастую определяет вещи, которые произойдут или могут произойти. Ваша комната, бабушкин дом, автомобиль лучшего друга, торговый центр, библиотека, учебный класс — они сразу определяют весь спектр возможных взаимодействий, событий и даже символов.

Убедитесь, что читатель всегда знает, ГДЕ он находится. В рассказе нет ПУСТОГО МЕСТА. Люди никогда не говорят в никуда.

Это одна из тех областей, где прием «писать о том, что знаешь» окупается. Используйте места, которые вы хорошо изучили. Если вы должны написать о том, чего вы не знаете, то наведите справки и найдите кого-то из этой области, кто проверит детали.

Корректировка работы

Умение править свою работу — немного другой навык, но в равной степени необходимый писателю.

Помните, что все, что вы видите в печати, было переписано. Существует миф о том, что великие писатели публиковались с первого раза. Это такая же правда, как Зубная Фея или белые аллигаторы в канализации Нью-Йорка.

Сначала вы заготавливаете основу своей работы и ее героев. Потом улучшаете все остальное и приводите в окончательный вид.
НИКОГДА, НИКОГДА не огорчайтесь, если ваш первый проект не великолепен и нуждается в доработке. ВСЕ первые проекты (и многие вторые) перерабатываются.

Одна вещь, которую знают профессиональные писатели, но
не знают новички, — переписывание является частью работы.
Вы не закончили произведение, пока оно не переписано хотя
бы один раз.

Другая вещь, которую знают профессиональные писатели, — переписывать намного проще и быстрее, чем писать первый раз. Кроме того, это очень полезно. Даже если кажется, что это будет ужасно. Как только вы начинаете работать, процесс пойдет быстрее и легче, чем вы ожидали.

Редактура — это момент, когда вы можете найти и исправить проблемы. Каждое произведение имеет проблемы. Каждый рассказ имеет место, где он мог бы быть лучше.

Творческая жизнь писателей

Утрата уверенности. Чтобы писать, требуется мужество. Но также подразумевается некая степень высокомерия. У всех нас есть воображаемый редактор-демон, который сидит на плече и шепчет: «Эта история отстой. Этот рассказ ужасен. Эта фраза звучит, как свинец. Этот диалог смешон. Коробка кукурузных хлопьев имеет больше индивидуальности, чем рассказчик». Он никогда не замолкает.

Одна из самых трудных задач писателя — уметь игнорировать этот голос. Помните, что это не ваша работа — критиковать ваше произведение, особенно когда оно еще не дописано. Ваша работа — постелить слова на странице. И это все.
Вы должны велеть голосу заткнуться, сказать, что вы его не слушаете, и что вы не будете обращать на него внимание. Это ужасно трудно сделать. Иногда этот голос берет верх и парализует творческую деятельность писателя на несколько месяцев или даже лет. Знайте, что это голос демона. Он нереален.

Что нужно попробовать?
Свободное письмо. Просто сядьте и пишите все, что приходит на ум. Просто напишите, независимо от того, как глупо или плохо это покажется на первый взгляд. Когда вы просто пишите, вы более заинтересованы в
том, что вы пишете, нежели в демоне, который пытается вас
остановить.

Писать по заданию. Кто-то дает вам задание, может быть, даже что-то конкретное. Может быть, непривычное. Но если на вас постоянно давит мысль, что вы должны написать что-то, и что тема не ваша, то рано или поздно вы очнетесь, пытаясь сдвинуть себя с места.

 

В курсе, кроме лекций, есть упражнения и разборы произведений. Поэтому советую вам пройти курс полностью. Он небольшой и занимает 50 страниц. Поработайте с упражнениями и рассказами — это повысит ваше мастерство. 

Ссылка на курс «Чтение и написание коротких рассказов»

Посмотрите другие курсы на kursomir.ru