Прочитал курс Шэриан Левитт «Чтение и написание коротких рассказов», который преподают в Массачусетском технологическом университете. И решил написать конспект для запоминания основных мыслей. Это первая часть конспекта.
Вступление.
Профессионализм — Сначала по любви, потом для друзей, а затем за деньги.
Врать, чтобы рассказать правду, исследуя человеческий опыт.
Творческий процесс уникален:
- Писать трудно, даже профессионалам
- Выберите удобное место для письма
- Выберите время
- Чем писать? Ручкой или на компьютере
Если у вас ступор, попробуйте поменять место или время или начните писать ручкой, если пишете на компьютере.
Редактура — сердце писательского процесса. Новички воспринимают редактуру как лишний груз, но когда входишь во вкус, редактура приносит пользу.
Писатели пишут в «естественной» для себя длине. Некоторые пишут в двух жанрах, некоторые во всех.
Люди думают, что писатели начинают с маленьких рассказов и с ростом профессионализма доходят до романов. Это не так.
Роман и рассказ — одно и то же, но в разной форме. Все создается из одного материала, но служит разным целям.
Объемы:
- короткая история — от 50 до 8 000 слов
- новелла — от 10 000 до 45 000 слов
- роман — от 60 000 слов, сегодня даже больше от 100 000 слов
Что такое короткий рассказ?
Короткий рассказ — снимок с оригинальной точкой зрения.
Главная проблема в истории происходит «сейчас». Читатель должен пережить момент «сейчас» вместе с героями.
Короткий рассказ, в отличие от романа, — плотный. В нем нет места лишним словам, воздуху и словоблудию. Каждое слово должно быть взвешено и выполнять как можно больше функций.
Короткий рассказ не всегда линейный. Рассказ говорит об одном момент изменения и дает необходимую информацию для понимая этого момента. Структура фокусируется на «этом моменте», которому не нужны причины.
Не вы должны иметь готовую историю, но история должна унести вас с собой.
Семя, из которого произрастает история
В основе истории — много идей; история построена из слоев разных идей, соединенных вместе. История не идет из одного места.
Один из способов написать историю — хранить файл идей. Одной идеи никогда не бывает достаточно для рассказа. Держите файл идей под рукой, когда пишите, что-то может пригодиться для данного рассказа.
Посмотрите на момент «сейчас» и задайте к нему вопросы:
- Что привело героя к этим изменениям?
- Что случилось?
- Почему?
- Кто был вовлечен?
- Где?
- Это важно?
- Как это случилось?
- Что герой хотел?
- Что ожидало его на пути?
- Что он готов был сделать, чтобы преодолеть это препятствие?
Продолжайте задавать вопросы, которые приводят к моменту «сейчас».
Идеи приходят со всех сторон. Взгляните на мир. Наблюдайте. Читайте газеты и вырезайте интересные статьи. Записывайте интересное в файл идей.
Возможные сценарии
Каждая сцена продвигает понимание персонажей и их действий. Убедитесь, что вы точно знаете, чего именно каждый персонаж хочет в это сцене и как он пытается это получить.
Должен быть конфликт, необязательно явный. Нарисуйте сцену в полном объеме, чтобы убедиться, что у вас есть чувство места.
Эмоциональная правда, обсуждение прочитанного
Часто бывает, что легче учиться у произведения, которое вы не любите. Когда вам что-то нравится, вы просто плывете по течению, не анализируя, почему это работает. Но когда история не срабатывает, противоречит, вы начинаете задавать
вопросы. Что автор сделал или не сделал?
«Пишите о том, что вы знаете» — это один из самых больших принципов. Но нужно понимать, что это значит.
Так что же такое значит «знать», и «что вы знаете»?
— Физическая правда. Это то, что вы знаете из физического опыта: как это место выглядит, пахнет, как ощущается колючая шерсть, или бежит мороз по вашей коже.
— Эмоциональная правда. Это центральная истина для писателя, эмоциональная реальность момента «сейчас», который читатель должен принять. Если читатель не верит, что это момент откровения/изменения, то он не примет никакую из частей этого рассказа.
Писатели лгут, чтобы сказать правду. Эмоциональная истина скрывается под покровом вымысла.
Быть правдивым трудно, потому что каждый герой исходит от нас как положительный, так и отрицательный. Мы в долгу перед негодяями в той же степени, что и перед положительными героями. Мы должны уважать и понимать их человечность, их побуждения, их желания.
Детали
Писатель, в первую очередь, — наблюдатель. Он замечает все. Деталь убеждает читателя в том, что он вступает в нечто реальное, во что-то, к чему он должен серьезно отнестись и принять как данное.
Обращайте внимание все время на то, что происходит вокруг вас. На цвета, на то, как они изменяются при ином свете. На то, где находятся вещи. Мы так много делаем в жизни на автопилоте, что зачастую не видим мир вокруг нас.
Когда работаете над описанием, убедитесь, что вы включаете по крайней мере одно, а лучше два чувства помимо зрения. Это помогает сделать описание правдивее.
Персонаж
Герой — центр истории.
Читатель должен соотносить себя с героем и переживать вместе с ним момент «сейчас».
Чтобы создать героя, сначала вы должны понять, что находится внутри вас. В некотором смысле персонаж является частью писателя, но он меняется по мере того, как развивается рассказ.
Имя имеет важное значение. Не называйте героя в честь себя или человека, с которого он написан. Дайте ему собственное имя. Это начало, которое отделяет писателя, от его/ее собственного существования.
Злодеи. Никто не собирается быть злодеем. Никто не думает о себе как о плохом человеке. Никто не просыпается утром и не говорит: «Сегодня я буду негодяем». У отрицательных персонажей есть причины на то, чтобы быть такими. Они думают, что они хорошие ребята и делают правильные вещи, принимают лучшие решения в данных обстоятельствах. Кроме того, они созданы вами, как и все ваши герои. Здесь вам понадобится смелость, чтобы принять их и раскрыть как персонажей.
Создание персонажа/набросок
Живите вместе со своим героем. Пока вы строите персонажа (или нескольких персонажей), вы должны их буквально видеть, отвечать на вопросы о них.
Вы принимаете решения и делаете выбор в течение дня. Сделайте то же самое для вашего героя:
— Вы одеваетесь — А что надевает ваш персонаж?
— Вы идете в библиотеку или лабораторию — А куда идет
герой?
— Вы играете во фрисби — А занимается ли спортом ваш
подопечный? Как ваш персонаж развлекается? Может
быть, ОН играет на чем-то?
— Вы включаете свой плеер — А какая музыка нравится
вашему герою? Какие песни играют в его плеере?
— Выбрали себе еду? А теперь спросите своего героя: что
он будет есть?
— Что у персонажа в карманах? Или у него есть портфель?
Продолжение во второй части конспекта.
Ссылка на курс «Чтение и написание коротких рассказов»
Посмотрите другие курсы на kursomir.ru